Василий Васильевич (1866—1944)
Жизнь и творчество


Заключение

Для авангарда, как заметил ещё Н. Бердяев, характерно стремление «выйти за...»: за пределы материального, природного (Кандинский), за пределы времени, законов природной эволюции (Филонов), за пределы пространства/ времени, жизни/ смерти — всего (Малевич). Выход идеологий авторов из рамок художественной теории привёл к активной деятельности в разных сферах социальной жизни: педагогике, быте, политике. В трудах художников поднимаются проблемы, традиционные для философии: о субъекте и объекте, о природе материи, о соотношении материального и идеального; затрагиваются вопросы онтологии, гносеологии, герменевтики, этики.

В художественной практике выход за пределы живописи привёл к созданию литературных произведений.

В.В. Кандинский сочиняет поэтический альбом «Звуки», ряд «сценических композиций». Художника волнует проблема проникновения в Духовный мир. Главным лейтмотивом цикла «Звуки» мы определяем духовную инициацию лирического героя, который, как показывает автор, проходит через множество трудностей, как внешних, так и внутренних: противостояние материи, неуверенность в себе, экзистенциальное одиночество. Путь, пройденный персонажем Кандинского, становится откровением для всех, кто готов его принять. В стихотворениях появляется даже сам духовный мир, в который стремится герой. Кандинский показывает духовный пейзаж, живых существ, его населяющих, раскрывает законы высшей реальности.

Литературным творением П.Н. Филонова стала поэма «Пропевень о проросли мировой». В работе со словом художник применяет принцип «сделанности». Филоновская фактура груба, с помощью неё автор создаёт свою версию живого Рая. Первую мировую войну художник показывает как борьбу сил добра и зла. Литературное произведение включается автором в круговорот образов, тем и проблем, эксплуатируемых в живописном творчестве. В поэме утверждается идея «Мирового Расцвета». Филоновская модель синтеза — это проникновение искусства в жизнь с целью её улучшения на всех уровнях, от атомарного до Божественного.

К.С. Малевич создаёт «литургии», стихотворения в прозе, соединяющие поэзию, философский трактат, религиозное откровение. Так проявляется ориентация автора на включение в единое целое всего существующего. Литературные тексты фиксируют движение авторской мысли, помогают осмыслить сущность себя как Бога, Сверхчеловека, Всечеловека, создать личностный миф. В этом используется и собственная супрематическая технология: Малевич рассматривает все предметы, события, явления через призму ЧТО/ НИЧТО.

Идея художественного синтеза является одной из ведущих в авангардистской парадигме начала XX века, в творчестве Кандинского, Филонова, Малевича. Можно найти много общих точек соприкосновения в понимании синтеза, что говорит о всеобщем характере идеи. Универсализм, присущий каждому из названных авторов, проявился в том, что, занимаясь живописью, параллельно они создали собственную философскую теорию, касавшуюся не только искусства, но всего миропостроения. Сложная ситуация начала XX века (кризис традиционного представления о человеке, мире, Боге) заставляла каждого искать новые основания в определении себя, своего творчества, всего окружающего. Безусловно, программа, заложенная в идее художественного синтеза, не была воплощена полностью. Поэтому авангардистский синтез, по крайней мере, до недавнего времени, принято было считать одним из самых громких и трагичных «провалов» XX века, «Великой Утопией». Возможно, эта точка зрения будет если не пересмотрена, то скорректирована ввиду значимости синтетических поисков (и находок!) ведущих представителей авангарда. Ведь именно авангардистское синтетическое сознание стояло у истоков многих процессов и явлений современной цивилизации. Особенно выделим:

— Начало систематического (научного) исследования в области воздействия искусства на сознание (влияние цвета и формы на психику и т. д.).

— Создание дизайна как проникновение «высокого» искусства в жизнь типичного потребителя.

— Новый способ творческого поведения (эпатаж, культ деятеля искусства, мифологизация личности), переросший в XX веке в понятие «звезда», повлиявший на становление шоу-бизнеса как одного из влиятельных рычагов воздействия на социум.

— Идея управления массовым сознанием, какой как мы представляем её сегодня, генетически восходит в том числе и к экспериментам авангарда.

— Авангардистская страсть к систематизации и мифологизации бытия в сегодняшнем искусстве превратилась в родовое понятие концепции. Ввиду полной размытости границ в определении искусства зачастую главным идентификационным ориентиром его становится наличие концепции или, как варианты, разрушение концепции, игра концепциями и т. д.

— Отметим и то, что ориентация на визуализацию невидимого мира переросла сегодня в доминирование именно визуального восприятия, подчинившего себе все остальные. Самым ярким примером этого служит современная кинематографическая фантастика, где любые, альтернативные земной, формы жизни передаются, прежде всего, через яркий визуальный образ. В XX веке появились новые синтетические визуальные формы (мода, телевидение, реклама, интернет). Огромное развитие получили технологии, направленные на визуальное восприятие (виртуальная реальность).

Всё это заставляет нас переосмыслить опыт и оценки авангарда прошлого века, который во многом способствует осознанию себя, окружающего пространства и времени ныне.

Возможно, синтетический образ, который искали как Кандинский, Филонов, Малевич, так и другие деятели русского и зарубежного авангарда, представители модернизма конца XIX — начала XX веков, имеет большее, чем достижение в области искусства, значение для человека XXI века. Наступившая эпоха информационной революции имеет различные последствия: от развития интуиции, повышения уровня интеллекта, до манипуляций с человеческим сознанием, переизбытка информации, приводящего к изменениям в психике человека. Синтетический образ является одним из вариантов переработки и систематизации больших объёмов информации, выстраивает ассоциативные цепи, позволяющие гармонично объединить все сферы бытия современного человека.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница

 
Главная Биография Картины Музеи Фотографии Этнографические исследования Премия Кандинского Ссылки Яндекс.Метрика